ПРО МЕНЕ ТВОРЧІСТЬ
Головна : Біографія : Моя сім'я : Фото : Відео : Публікації : Контакт

 

Исцеление творчеством!

Леся ГОРОВА

Многие современные родители, которым выпало счастье когда-то заниматься в музыкальных школах, наверное, с не очень большим вдохновением в глазах вспоминают "наяривание" на инструменте гамм, этюдов, уроки по сольфеджио. Ведь только некоторым из них удалось стать профессиональными музыкантами, зато другие всегда могут похвастаться бумажкой - дипломом об окончании музшколы, который, в первую очередь, был больше всего нужен их родителям.

Исторически-магический карандаш
Я профессиональный музыкант, композитор, занимаюсь музыкой с четырех лет. Детство практически прошло за инструментом, были и гаммы, и этюды, и академконцерты, и сольфеджио. И, наверное, это все тоже закончилось бы только музшколой, если бы не одна очень важная вещь.

 
 

Ее имя - творчество, собственное, только мое. Оно жило и во мне, и параллельно со мной, оно жило даже в фугах Баха и этюдах Мошковского, когда от какого-нибудь внезапно понравившегося мне бемоля музыка уже развивалась в совсем другом направлении, и этюд Мошковского неожиданно заканчивался пьесой Леси Горовой. Практически на всех академических концертах я играла хотя бы одно свое произведение. Потом к музыке присоединились еще и стихи. Так начались песни. Я писала всюду: на тетрадях по физике, математике, чертила нотные линии, на которых нотами ложилась моя музыка, и была безумно счастлива. До сих пор храню исторически-магический карандаш, которым я в школьные годы записывала свою музыку. Точила его только зубами, - это был ритуал, и от всех прятала. Свои песни я исполняла родным, друзьям, близким людям. Но была одна проблема: в то время в музыкальных школах не преподавалась композиторская техника или импровизация, даже факультативно. Не было педагога, который что-то бы подсказал или подкорректировал. И я писала просто так, как хотела, как умела. Впервые профессионально композицией я начала заниматься только в 9 классе специальной музыкальной школы им. Соломин Крушельницкой во Львове.

Первые эксперименты
Потом было пять лет консерватории, я стала дипломированным композитором и начала преподавать в Киевской детской академии искусств. Первыми предметами, которые я вела, были сольфеджио и фортепиано. Но очень скоро я решила ввести в программу новый предмет, экспериментальный, для таких маленьких учеников, которым было от 6 до 8 лет, так как Академия существовала только второй год. Я создала класс импровизации и композиторской техники. У меня еще не было своей методики, навыков преподавания, но я чувствовала, как это надо делать. Сначала я попыталась понять каждого ребенка, его внутренний мир, что его беспокоит, чего он боится и чему более всего радуется. Попыталась почувствовать его характер и темперамент, воспринимая его как маленькую личность. Потом мы вместе пытались на инструменте отобразить картины природы: дождик и солнце, времена года, как поет ручеек и как шумит море. Маленькие человечки научились даже передавать в музыке свои настроения. Было все - чувство радости за хорошую отметку и обида за то, что ругала мама. Иногда дети задавали смешные вопросы: "Как я Вам сыграю свой звонкий смех, если я не знаю, на какие ноты надо нажимать?" На что я отвечала: "А ты закрой глаза и не думай о нотах. Просто брось руки на клавиши и передай свое настроение, свой смех. И ты услышишь - зазвучат как раз те клавиши, музыку которых можно назвать твоим звонким смехом".

Мир музыкальной сказки
С каждым новым уроком я видела, как у юных музыкантов загораются глаза оттого, что они сами что-то могут написать. Дети открывались, они становились раскованными, уверенными в себе и понимали - что-то для этого мира они уже значат. Темы наших произведений постепенно расширялись, творились целые сказки: о новогодней встрече с НЛО, о большой волне цунами, о девочке, которая не могла видеть солнце, о дружбе четырех океанов. Сюжеты создавались самими детьми, потом иллюстрировались музыкой и исполнялись. Некоторые дети писали стихи, и тогда получались песни. Некоторые рисовали рисунки под впечатлениями своих музыкальных произведений, или наоборот рисовали рисунки, а потом их отображали в музыке. Моя задача заключалась в том, чтобы морально поддержать своих учеников, даже если что-то у них не выходит, дать совет, но ни в коем случае не сказать "плохо, "не годится" или, еще хуже, "у тебя нет таланта". Этими словами можно убить желание и стремление творить даже взрослого человека, и вряд ли после них захочется опять что-нибудь придумать. Не нужно быть скупым на похвалу, нужно уметь заинтересовать и направить в правильное русло фантазию ребенка.
Маленькие композиторы приносили свои творения, и я помогала им записывать их на ноты. При этом, передавая уже практические знания нотной грамоты. И потом было самое интересное - исполнение. Некоторые произведения были написаны для нескольких инструментов, вокальных ансамблей, хора. Ребята с удовольствием друг другу помогали, готовясь к академическим концертам, они даже шили костюмы к своим произведениям. Наши концерты были настоящими праздниками.

Сила творчества
Творчество раскрепощает, оно дает человеку ощущение собственной значимости, важности, помогает выразить боль и радость, ту глубину чувств, которых порой не выразишь словами. Оно делает уверенными в себе, учит понимать и уважать творчество других. Потому что нетворческих людей просто не бывает. Одним словом, творчество исцеляет.
У меня родилась дочь, и я на некоторое время оставила Академию. Мои студенты приходили ко мне в гости, консультировались (к тому времени в моем классе было 28 учеников, среди которых лауреаты международных и всеукраинских конкурсов юных композиторов). Моя малышка подрастает в творческой атмосфере, кроме того, что я преподаю, я, конечно же, много пишу сама, выступаю на концертах и пою свои песни. И моя дочь тоже поет и танцует, повторяет все то, что делаю я. Но самое главное для меня, чтобы она гармонично развивалась, без комплексов, без страха перед трудностями и неудобствами, без страха перед жизнью. И научить ребенка творить, вернее, раскрыть у него этот дар - это первый шаг на пути воспитания сильной и интересной личности. Такой человек не будет бояться отстаивать свое мнение, он будет уметь слушать других, он будет жить в своем прекрасном мире и каждый раз радоваться тому, что какая-то гениальная идея пришла в голову именно ему, а не кому-то другому. Он будет уверен в себе и будет морально здоров. Это уже потом надо будет его научить, что, кроме таланта, нужно еще и много работать, чтобы осуществлять свои мечты.

Творим вместе, творим дома
Творчество присутствует во всем. И, конечно, взрослому человеку проще разобраться, что именно его в этом мире, а что нет. А как же быть с малышами?
Бедные мамочки не знают, куда отдать своих чад, пробуют всевозможные кружки, некоторыми остаются довольны, в других разочаровываются. И все-таки ребенок большую часть времени проводит дома.
Хочу поделиться своим опытом и как педагога, и как мамы, как можно у себя дома родителям и их малышу вместе заниматься творчеством. Ведь для этого совсем не обязательно знать нотную грамоту или уметь красиво рисовать, важно просто научиться выражать себя.
* Если у Вас дома есть музыкальный инструмент (лучше всего фортепиано или синтезатор), сыграйте на нем сами имитацию дождика, бури, и спросите малыша, с чем это у него ассоциируется. Потом попросите, чтобы он показал на инструменте, как поют птички, как скачут зайчики и идут слоны. Если малыш не справиться с задачей, объясните ему, что верхние нотки - это птички, средний регистр - зайчики и белочки, а внизу всегда идут слоны, бегемоты и медведи. Упражнение можно усложнять и развивать, показывая на инструменте новые образы. Если в доме нет музыкального инструмента, все вышесказанное можно сделать при помощи голоса, т.е. петь.
* Возьмите две или более игрушек малыша и придумайте историю о том, как они играют, ссорятся, а потом мирятся. Пусть ребенок покажет это на инструменте, он может сыграть даже одним пальцем, главное, как он различит эмоцию ссоры и примирения. Этот сюжет можно потом постараться нарисовать.
* Пусть ребенок постарается сыграть себя: как он сердится, радуется. Пусть он нарисует на бумаге эти две эмоции, - важно увидеть цветовую разницу.
* Расскажите малышу стишок или маленький рассказ. Пусть попробует передать на инструменте хотя бы одного героя из этого рассказа. Потом попробуйте вместе с ним придумать собственную сказку, героями которой будет сам малыш и его игрушки. Постарайтесь вместе придумать музыкальную тему для каждого героя, сыграть на инструменте или спеть. Музыкальные характеристики могут быть самыми разными: лирическая тема, веселая, тревожная и т.д. Еще не зная нот, он должен научиться передать характер.
* Если Вы хотите отдавать малыша в музыкальную школу, как дополнительный инструмент можно выбрать блок-флейту (это очень помогает детям, у которых есть проблемы с дыхательными органами, а также хорошо развивает моторику, т.к. ребенок много работает кончиками пальцев). Скрипка очень хорошо развивает слух, ударные инструменты развивают чувство ритма. Вообще, занятия музыкой хорошо развивают память.
* Организовывайте семейные вечера рифмованной строки. Члены семьи, каждый по очереди, придумывают маленький стишок (можно двустрочный), например: "Папа, мамочка и я - очень дружная семья". Маленький человечек так увлечется этим соревнованием, что сам обязательно что-нибудь придумает. Он может выдумать какое-то свое новое слово, может не попасть в рифму, но его обязательно нужно похвалить и продолжать игру, объясняя, что такое рифма и приводя примеры. Если у малыша не получается придумать сразу две строчки, то Вы ему подскажите первую. Например: "Дождик падает опять". А малыш пусть с Вашей помощью придумает: "Значит надо зонтик взять". И наоборот: пусть он придумает первую строчку, а Вы вторую. Для моей семьи эти вечера уже стали традицией. Моя дочь Лида в три года уже сама сочиняла стишки: "Шість, сім, вісім, дев'ять, десять,/ Мою маму звати Леся", "Мої рідненькі батьки/ Дуже люблять огірки". Результат может превзойти все Ваши ожидания. Наша дочь, например, уже в три с половиной года сумела после таких занятий сочинить сложное для такого возраста стихотворение: "Мама каже: "Донечко, ти маленьке сонечко". А я кажу: "Я велика, коли взута в черевики". Поэтому, с какого возраста заниматься с детьми такими упражнениями, решать Вам, но я думаю, что тянуть не надо.
* Ритмические упражнения. Простучите в ладоши простой ритмический рисунок, пусть малыш повторит его. Потом сделайте наоборот, пусть он первым даст Вам задание повторить свой ритм. Далее Вы прохлопайте небольшой ритмический рисунок, а Ваш ребенок пусть прохлопает вторую половину. И наоборот. Запомните наиболее удачный или понравившийся ритм, прохлопайте его вместе и постарайтесь под этот ритм подобрать мелодию или песенку.
Если Вы видите, что интерес ребенка к этим играм еще слаб, подождите немного и попробуйте заинтересовать его другими проявлениями творчества: лепкой из пластилина, конструктором, танцами..., - и Вы сами увидите, к чему больше тянется малыш. Старайтесь петь ему колыбельные, читать сказки, учить с ним известные детские песенки, ходить в театр на детские спектакли, обязательно обговаривая их потом, тем самым развивая у ребенка собственное мнение.

Спасаем наши души
Иногда, что-то рисуя, напевая или играя, даже собирая конструктор, ребенок рассказывает своим виртуальным друзьям такие секреты, которыми порой трудно поделиться с мамой, папой и даже с друзьями. И если маленький человечек научится раскрывать свои секреты посредством творчества, у него есть все шансы избавится от комплексов, не таить в сердце обиды, прощать, т.к. весь свой негатив или позитив он научится перевоплощать в произведения искусства. И будет получать от этого радость, будет уверен в себе, станет добрее, отзывчивее, более сочувственным. В то время, когда телеэфир нам навязывает фильмы, в которых полно насилия и крови, когда закрываются детские программы, чтобы освободилось время для еще одной рекламы, когда компьютер для ребенка ассоциируется с игрушками, в которых нужно стрелять и убивать, мы, родители, сами должны спасать души своих детей, открывать для них мир прекрасного. И творчество - это один из этих путей.

Энергия творчества
Когда человек творит, он вбирает в себя космическую энергию. Когда человек постоянно занимается творчеством, у него очень хорошо развита интуиция, он умеет глубоко чувствовать, и улавливает подсказки, которые даются ему свыше. Человек, который творит, не способен на зло, он притягивает к себе людей и вместе со своими произведениями дарит им огромную позитивную энергию.

Заражайтесь творчеством
И еще я поняла, творчеством можно заразить. Это как вирус. Я занималась с девочкой, учила ее играть на фортепиано. Ее мама просто попросила меня научить дочку игре на фортепиано, о творчестве мы даже не разговаривали. Прошло полгода, я, как обычно, пришла на занятия, а Аня (так зовут девочку) взволнованно заявляет: "Леся, на меня что-то такое вчера нашло, я целый день импровизировала за фортепиано и написала свое произведение". "Боже, - подумала я, - таки заразила девочку, даже этого не желая". Ну и чудесно! Аня написала цикл своих произведений, и ей теперь безумно нравится творить.
Заражайтесь творчеством и Вы, это лекарство от всех на свете переживаний и депрессий. Придумывайте, мечтайте, рисуйте, творите! И пусть Ваши дети берут с Вас пример.

Песни в подарок
А я хочу вас заразить своим творчеством и ознакомить с книгой "Відчинилося життя", которую я недавно издала. Это нотный сборник моих песен для детей (в сопровождении фортепиано). Книга красиво иллюстрирована, в нее вошло 30 песен разной тематики, которые будут интересны для детей любого возраста. В подарок к сборнику прилагается CD с избранными песнями.
Самый приятный комплимент, сделанный книге, который я слышала от мам: "Включаю компакт-диск и целый час занимаюсь своими делами по дому, пока мой малыш слушает, просматривая книгу, все песни, а потом просит еще и еще..."

ЛЕСЯ ГОРОВА. Исцеление творчеством
// Для будущих мам. - 2006. - № 11 (ноябрь). - С. 44
.

copyright by lesya horova. 2004-2014. all rights reserved.