|
Ее
имя - творчество, собственное, только мое. Оно жило и во мне, и
параллельно со мной, оно жило даже в фугах Баха и этюдах Мошковского,
когда от какого-нибудь внезапно понравившегося мне бемоля музыка
уже развивалась в совсем другом направлении, и этюд Мошковского
неожиданно заканчивался пьесой Леси Горовой. Практически на всех
академических концертах я играла хотя бы одно свое произведение.
Потом к музыке присоединились еще и стихи. Так начались песни. Я
писала всюду: на тетрадях по физике, математике, чертила нотные
линии, на которых нотами ложилась моя музыка, и была безумно счастлива.
До сих пор храню исторически-магический карандаш, которым я в школьные
годы записывала свою музыку. Точила его только зубами, - это был
ритуал, и от всех прятала. Свои песни я исполняла родным, друзьям,
близким людям. Но была одна проблема: в то время в музыкальных школах
не преподавалась композиторская техника или импровизация, даже факультативно.
Не было педагога, который что-то бы подсказал или подкорректировал.
И я писала просто так, как хотела, как умела. Впервые профессионально
композицией я начала заниматься только в 9 классе специальной музыкальной
школы им. Соломин Крушельницкой во Львове.
Первые эксперименты
Потом было пять лет консерватории, я стала дипломированным композитором
и начала преподавать в Киевской детской академии искусств. Первыми
предметами, которые я вела, были сольфеджио и фортепиано. Но очень
скоро я решила ввести в программу новый предмет, экспериментальный,
для таких маленьких учеников, которым было от 6 до 8 лет, так как
Академия существовала только второй год. Я создала класс импровизации
и композиторской техники. У меня еще не было своей методики, навыков
преподавания, но я чувствовала, как это надо делать. Сначала я попыталась
понять каждого ребенка, его внутренний мир, что его беспокоит, чего
он боится и чему более всего радуется. Попыталась почувствовать
его характер и темперамент, воспринимая его как маленькую личность.
Потом мы вместе пытались на инструменте отобразить картины природы:
дождик и солнце, времена года, как поет ручеек и как шумит море.
Маленькие человечки научились даже передавать в музыке свои настроения.
Было все - чувство радости за хорошую отметку и обида за то, что
ругала мама. Иногда дети задавали смешные вопросы: "Как я Вам
сыграю свой звонкий смех, если я не знаю, на какие ноты надо нажимать?"
На что я отвечала: "А ты закрой глаза и не думай о нотах. Просто
брось руки на клавиши и передай свое настроение, свой смех. И ты
услышишь - зазвучат как раз те клавиши, музыку которых можно назвать
твоим звонким смехом".
Мир музыкальной сказки
С каждым новым уроком я видела, как у юных музыкантов загораются
глаза оттого, что они сами что-то могут написать. Дети открывались,
они становились раскованными, уверенными в себе и понимали - что-то
для этого мира они уже значат. Темы наших произведений постепенно
расширялись, творились целые сказки: о новогодней встрече с НЛО,
о большой волне цунами, о девочке, которая не могла видеть солнце,
о дружбе четырех океанов. Сюжеты создавались самими детьми, потом
иллюстрировались музыкой и исполнялись. Некоторые дети писали стихи,
и тогда получались песни. Некоторые рисовали рисунки под впечатлениями
своих музыкальных произведений, или наоборот рисовали рисунки, а
потом их отображали в музыке. Моя задача заключалась в том, чтобы
морально поддержать своих учеников, даже если что-то у них не выходит,
дать совет, но ни в коем случае не сказать "плохо, "не
годится" или, еще хуже, "у тебя нет таланта". Этими
словами можно убить желание и стремление творить даже взрослого
человека, и вряд ли после них захочется опять что-нибудь придумать.
Не нужно быть скупым на похвалу, нужно уметь заинтересовать и направить
в правильное русло фантазию ребенка.
Маленькие композиторы приносили свои творения, и я помогала им записывать
их на ноты. При этом, передавая уже практические знания нотной грамоты.
И потом было самое интересное - исполнение. Некоторые произведения
были написаны для нескольких инструментов, вокальных ансамблей,
хора. Ребята с удовольствием друг другу помогали, готовясь к академическим
концертам, они даже шили костюмы к своим произведениям. Наши концерты
были настоящими праздниками.
Сила творчества
Творчество раскрепощает, оно дает человеку ощущение собственной
значимости, важности, помогает выразить боль и радость, ту глубину
чувств, которых порой не выразишь словами. Оно делает уверенными
в себе, учит понимать и уважать творчество других. Потому что нетворческих
людей просто не бывает. Одним словом, творчество исцеляет.
У меня родилась дочь, и я на некоторое время оставила Академию.
Мои студенты приходили ко мне в гости, консультировались (к тому
времени в моем классе было 28 учеников, среди которых лауреаты международных
и всеукраинских конкурсов юных композиторов). Моя малышка подрастает
в творческой атмосфере, кроме того, что я преподаю, я, конечно же,
много пишу сама, выступаю на концертах и пою свои песни. И моя дочь
тоже поет и танцует, повторяет все то, что делаю я. Но самое главное
для меня, чтобы она гармонично развивалась, без комплексов, без
страха перед трудностями и неудобствами, без страха перед жизнью.
И научить ребенка творить, вернее, раскрыть у него этот дар - это
первый шаг на пути воспитания сильной и интересной личности. Такой
человек не будет бояться отстаивать свое мнение, он будет уметь
слушать других, он будет жить в своем прекрасном мире и каждый раз
радоваться тому, что какая-то гениальная идея пришла в голову именно
ему, а не кому-то другому. Он будет уверен в себе и будет морально
здоров. Это уже потом надо будет его научить, что, кроме таланта,
нужно еще и много работать, чтобы осуществлять свои мечты.
Творим вместе, творим дома
Творчество присутствует во всем. И, конечно, взрослому человеку
проще разобраться, что именно его в этом мире, а что нет. А как
же быть с малышами?
Бедные мамочки не знают, куда отдать своих чад, пробуют всевозможные
кружки, некоторыми остаются довольны, в других разочаровываются.
И все-таки ребенок большую часть времени проводит дома.
Хочу поделиться своим опытом и как педагога, и как мамы, как можно
у себя дома родителям и их малышу вместе заниматься творчеством.
Ведь для этого совсем не обязательно знать нотную грамоту или уметь
красиво рисовать, важно просто научиться выражать себя.
* Если у Вас дома есть музыкальный инструмент (лучше всего фортепиано
или синтезатор), сыграйте на нем сами имитацию дождика, бури, и
спросите малыша, с чем это у него ассоциируется. Потом попросите,
чтобы он показал на инструменте, как поют птички, как скачут зайчики
и идут слоны. Если малыш не справиться с задачей, объясните ему,
что верхние нотки - это птички, средний регистр - зайчики и белочки,
а внизу всегда идут слоны, бегемоты и медведи. Упражнение можно
усложнять и развивать, показывая на инструменте новые образы. Если
в доме нет музыкального инструмента, все вышесказанное можно сделать
при помощи голоса, т.е. петь.
* Возьмите две или более игрушек малыша и придумайте историю о том,
как они играют, ссорятся, а потом мирятся. Пусть ребенок покажет
это на инструменте, он может сыграть даже одним пальцем, главное,
как он различит эмоцию ссоры и примирения. Этот сюжет можно потом
постараться нарисовать.
* Пусть ребенок постарается сыграть себя: как он сердится, радуется.
Пусть он нарисует на бумаге эти две эмоции, - важно увидеть цветовую
разницу.
* Расскажите малышу стишок или маленький рассказ. Пусть попробует
передать на инструменте хотя бы одного героя из этого рассказа.
Потом попробуйте вместе с ним придумать собственную сказку, героями
которой будет сам малыш и его игрушки. Постарайтесь вместе придумать
музыкальную тему для каждого героя, сыграть на инструменте или спеть.
Музыкальные характеристики могут быть самыми разными: лирическая
тема, веселая, тревожная и т.д. Еще не зная нот, он должен научиться
передать характер.
* Если Вы хотите отдавать малыша в музыкальную школу, как дополнительный
инструмент можно выбрать блок-флейту (это очень помогает детям,
у которых есть проблемы с дыхательными органами, а также хорошо
развивает моторику, т.к. ребенок много работает кончиками пальцев).
Скрипка очень хорошо развивает слух, ударные инструменты развивают
чувство ритма. Вообще, занятия музыкой хорошо развивают память.
* Организовывайте семейные вечера рифмованной строки. Члены семьи,
каждый по очереди, придумывают маленький стишок (можно двустрочный),
например: "Папа, мамочка и я - очень дружная семья". Маленький
человечек так увлечется этим соревнованием, что сам обязательно
что-нибудь придумает. Он может выдумать какое-то свое новое слово,
может не попасть в рифму, но его обязательно нужно похвалить и продолжать
игру, объясняя, что такое рифма и приводя примеры. Если у малыша
не получается придумать сразу две строчки, то Вы ему подскажите
первую. Например: "Дождик падает опять". А малыш пусть
с Вашей помощью придумает: "Значит надо зонтик взять".
И наоборот: пусть он придумает первую строчку, а Вы вторую. Для
моей семьи эти вечера уже стали традицией. Моя дочь Лида в три года
уже сама сочиняла стишки: "Шість, сім, вісім, дев'ять, десять,/
Мою маму звати Леся", "Мої рідненькі батьки/ Дуже люблять
огірки". Результат может превзойти все Ваши ожидания. Наша
дочь, например, уже в три с половиной года сумела после таких занятий
сочинить сложное для такого возраста стихотворение: "Мама каже:
"Донечко, ти маленьке сонечко". А я кажу: "Я велика,
коли взута в черевики". Поэтому, с какого возраста заниматься
с детьми такими упражнениями, решать Вам, но я думаю, что тянуть
не надо.
* Ритмические упражнения. Простучите в ладоши простой ритмический
рисунок, пусть малыш повторит его. Потом сделайте наоборот, пусть
он первым даст Вам задание повторить свой ритм. Далее Вы прохлопайте
небольшой ритмический рисунок, а Ваш ребенок пусть прохлопает вторую
половину. И наоборот. Запомните наиболее удачный или понравившийся
ритм, прохлопайте его вместе и постарайтесь под этот ритм подобрать
мелодию или песенку.
Если Вы видите, что интерес ребенка к этим играм еще слаб, подождите
немного и попробуйте заинтересовать его другими проявлениями творчества:
лепкой из пластилина, конструктором, танцами..., - и Вы сами увидите,
к чему больше тянется малыш. Старайтесь петь ему колыбельные, читать
сказки, учить с ним известные детские песенки, ходить в театр на
детские спектакли, обязательно обговаривая их потом, тем самым развивая
у ребенка собственное мнение.
Спасаем наши души
Иногда, что-то рисуя, напевая или играя, даже собирая конструктор,
ребенок рассказывает своим виртуальным друзьям такие секреты, которыми
порой трудно поделиться с мамой, папой и даже с друзьями. И если
маленький человечек научится раскрывать свои секреты посредством
творчества, у него есть все шансы избавится от комплексов, не таить
в сердце обиды, прощать, т.к. весь свой негатив или позитив он научится
перевоплощать в произведения искусства. И будет получать от этого
радость, будет уверен в себе, станет добрее, отзывчивее, более сочувственным.
В то время, когда телеэфир нам навязывает фильмы, в которых полно
насилия и крови, когда закрываются детские программы, чтобы освободилось
время для еще одной рекламы, когда компьютер для ребенка ассоциируется
с игрушками, в которых нужно стрелять и убивать, мы, родители, сами
должны спасать души своих детей, открывать для них мир прекрасного.
И творчество - это один из этих путей.
Энергия творчества
Когда человек творит, он вбирает в себя космическую энергию. Когда
человек постоянно занимается творчеством, у него очень хорошо развита
интуиция, он умеет глубоко чувствовать, и улавливает подсказки,
которые даются ему свыше. Человек, который творит, не способен на
зло, он притягивает к себе людей и вместе со своими произведениями
дарит им огромную позитивную энергию.
Заражайтесь творчеством
И еще я поняла, творчеством можно заразить. Это как вирус. Я занималась
с девочкой, учила ее играть на фортепиано. Ее мама просто попросила
меня научить дочку игре на фортепиано, о творчестве мы даже не разговаривали.
Прошло полгода, я, как обычно, пришла на занятия, а Аня (так зовут
девочку) взволнованно заявляет: "Леся, на меня что-то такое
вчера нашло, я целый день импровизировала за фортепиано и написала
свое произведение". "Боже, - подумала я, - таки заразила
девочку, даже этого не желая". Ну и чудесно! Аня написала цикл
своих произведений, и ей теперь безумно нравится творить.
Заражайтесь творчеством и Вы, это лекарство от всех на свете переживаний
и депрессий. Придумывайте, мечтайте, рисуйте, творите! И пусть Ваши
дети берут с Вас пример.
Песни в подарок
А я хочу вас заразить своим творчеством и ознакомить с книгой "Відчинилося
життя", которую я недавно издала. Это нотный сборник моих песен
для детей (в сопровождении фортепиано). Книга красиво иллюстрирована,
в нее вошло 30 песен разной тематики, которые будут интересны для
детей любого возраста. В подарок к сборнику прилагается CD с избранными
песнями.
Самый приятный комплимент, сделанный книге, который я слышала от
мам: "Включаю компакт-диск и целый час занимаюсь своими делами
по дому, пока мой малыш слушает, просматривая книгу, все песни,
а потом просит еще и еще..."
ЛЕСЯ ГОРОВА. Исцеление творчеством
// Для будущих мам. - 2006. - № 11 (ноябрь). - С. 44.
|
|